Те, кто не питает симпатии к метафизике и религии, заявляют, что в русской истории не было периода, подобного периоду средневековой схоластики, когда вся умственная энергия людей была сосредоточена на разработке системы христианской философии. Они полагают, что в конце XIX и начале XX в. русское общество впервые вступило в ту фазу духовного развития, через которую Европа прошла еще в средние века. Поэтому они считают, что русское общество запоздало в своем развитии. Эти люди не учитывают тот факт, что культура развивается не по прямой восходящей линии, а
по спирали. Верхняя часть спирали содержит процессы, параллельные и подобные процессам, происходящим в низшей ее части, но — вследствие влияния предшествовавшего развития — более совершенные. Русская религиозная философия — не повторение схоластики, ибо она пользуется всеми
достижениями науки и современной философии, особенно современной высокоразвитой гносеологии. Поэтому следует сказать, что русская религиозная философия является прогрессивным
достижением и способна дать новый толчок развитию западной мысли.
Русские православные люди привыкли разрешать религиозные вопросы тем традиционным способом, который был так широко распространен в старых духовных академиях. Поэтому они будут с недоверием относиться к различным философским работам, вводящим в религиозное мышление многие черты светской литературы. Однако православным следует напомнить, что в наше время многие люди всех сословий и всех стран отошли от церкви. Они полагают, что христианское
мировоззрение несовместимо с наукой и философией. Поэтому религиозная и философская литература должна включать в себя и такие работы, которые могли бы удовлетворить
запросы различных общественных кругов.
Те, кто не питает симпатии к метафизике и религии, заявляют,что в русской истории не было периода, подобного периоду средневековой схоластики, когда вся умственная энергия людей была сосредоточена на разработке системы христианскойфилософии. Они полагают, что в конце XIX и началеXX в. русское общество впервые вступило в ту фазу духовного развития, через которую Европа прошла еще в средниевека. Поэтому они считают, что русское общество запоздало в своем развитии. Эти люди не учитывают тот факт,что культура развивается не по прямой восходящей линии, а по спирали. Верхняя часть спирали содержит процессы, параллельные и подобные процессам, происходящим в низшейее части, но — вследствие влияния предшествовавшего развития— более совершенные. Русская религиозная философия— не повторение схоластики, ибо она пользуется всеми достижениями науки и современной философии, особенно современной высокоразвитой гносеологии. Поэтому следуетсказать, что русская религиозная философия является прогрессивным достижением и способна дать новый толчок развитиюзападной мысли.Русские православные люди привыкли разрешать религиозные вопросы тем традиционным способом, который был так широко распространен в старых духовных академиях. Поэтомуони будут с недоверием относиться к различным философским работам, вводящим в религиозное мышление многие черты светской литературы. Однако православным следуетнапомнить, что в наше время многие люди всех сословий и всех стран отошли от церкви. Они полагают, что христианскоемировоззрение несовместимо с наукой и философией.Поэтому религиозная и философская литература должна включать в себя и такие работы, которые могли бы удовлетворитьзапросы различных общественных кругов.