Наверное, впервые в жизни я пожалела о том, что не разбираюсь в живописи. Попав на выставку Никаса Сафронова, я растерялась. Мой, уже не однократно проверенный подход к картинам на уровне «нравится – не нравится», на этот раз не сработал и оставил чувство полного неудовлетворения, прежде всего собой. А сами работы автора оставили неопределенное послевкусие, тонкий шлейф впечатлений… Каких? Не могу сказать однозначно.
Но обо всем по порядку.
Расположилась выставка картин Никаса Сафронова (с 17 августа по 1 сентября) в Черкасском областном краеведческом музее на четвертом этаже, в комнате примерно 30-35 квадратных метров. Мы были в будний день, в рабочее время, поэтому люди возле картин не толпились, но любопытствующие все-таки были. Думаю, что наплыв посетителей в выходной день способен испортить впечатление от выставки даже самому непривередливому любителю живописи, который живет принципом – главное не форма, а содержание. Нам повезло, нам дышалось.
В выставочной экспозиции принимали участие 35 работ автора. Представленные картины я для себя условно разделила на две категории: фантасмагорические пейзажи и портреты известных личностей.
Фантасмагорические пейзажи содержат в себе и элементы сказок, и снов, и потустороннего мира. В одной картине может сочетаться сразу несколько техник исполнения, как-будто рисовал профессионал вместе с ребенком. Именно эти полотна заставляли разглядывать себя, всматриваться в детали. Не покидало смутное чувство того, что автор обманывает зрителя, от чего постоянно хотелось сказать: «Не верю!». Было стойкое ощущение, что некоторые картины вышли из-под кисти художника слишком быстро, небрежно, с одной единственной целью – продать. Эти интуитивные сомнения, что в некоторых работах тебя обводят вокруг пальца, пользуясь своим именем, а в некоторых – нет, и заставили меня пожалеть об отсутствии хоть каких-нибудь примитивных знаний в этой сфере.
Большинство картин были в роскошных рамах. Порой они оттягивали на себя внимание от самих работ.
Думаю, что критики достаточно, тем более, что она достаточно субъективна. Хотелось бы немного рассказать и показать те работы автора, которые мне понравились. Конечно, картины нужно смотреть в живую, поскольку ни одна фотография не передаст все нюансы живописного полотна.
“Утренний летний сон об Италии” (2011) заставит остановиться возле себя на некоторое время. Чем дольше рассматриваешь полотно, тем больше деталей открывается глазу. Канатоходцы, жонглеры, клоуны, эквилибристы появляются на крышах домов солнечной Италии.
“Иллюзия на тему свободы или духовность в мире” (2012) представляет собой город на воде. У меня сразу возникли ассоциации с Венецией, хотя я там ни разу не была.
“Волшебный взгляд ночи из глубины зеленого сада” (2008) – картина, которая понравилась мне больше всех остальных и осталась в моем сердце и памяти навсегда. Луна в виде женского лика, закатившаяся в зелень летнего сада, и маленькие человечки, пытающиеся водрузить ее на место. Искренне пожалела, что у меня нет денег, чтобы купить эту картину.
Предлагаю посмотреть и на другие картины, которые выставлялись в нашем городе. Обратите внимание на портреты, они верх мастерства художника.
Для истории напишу, что входной билет на выставку стоил 60 грн., для пенсионеров – 40 грн., для инвалидов и студентов – 20 грн. Возможность фотографировать полотна автора была оценена смотрителями музея в 20 грн.
Все выставленные работы Сафронова продаются, а порядок цен берет свое начало от 10 тысяч евро.
10 Коммент. : “Выставка Никаса Сафронова в Черкассах”
Признаюсь, что эти картины непросты в восприятии для меня. Присматривалась к “Волшебному взгляду ночи…”, к той, что более всего понравилась тебе, и интерес появился, но только благодаря твоей реакции, твоей симпатии к ней. Картины Сафронова вижу иногда мельком: что-то нравится (портреты), что-то вижу впервые у тебя здесь. Фантасмагорические пейзажи, честно, не понимаю.
Зоя, ты потрясающе рассказываешь! Кратко, ёмко, с личным оттенком.
Спасибо, Лена! Рада очень тебе и скучаю по нашему общению
Вижу, что реакция на работы Сафронова у нас с тобой одинаковая. Но выставка стоит того, чтобы на нее сходить. Хотя цены на билет,как для меня, завышенные. Исходя из того, что все картины продаются, складывается такое впечатление, что ты попал в магазин с платным входом.
Имя Сафронова уже как бренд (так, кажется, выражаются?), поэтому и цены немаленькие.
Да, платим за имя. Как и в большинстве случаев, впрочем.
Замечательный рассказ, Зоенька! Согласна с тезкой: и ёмко, и кратко и с ярко выраженным авторским взглядом.Спасибо!
Мне как-то не довелось видеть работы Никаса Сафронова, в отличие от его примелькавшейся физиономии. Не могу сказать,что его картины не оставили впечатления, но…
В некоторых почувствовала некую надуманность. И не потому что фантасмагория, а потому что так же, как и Вы – “Не верю!”
Безусловно это взгляд субъективный, но картины Дали при всей их ирреальности для меня более естественны, чем некоторые из увиденных.
Очень понравился “Сон о воде…”, “Дом с историей”, “Стремление к совершенству” и так полюбившийся Вам “Взгляд ночи…”
Эти запомню точно!
В любом случае картины останавливают, притягивают, заставляют вспоминать о них. А это, наверное, главное – отсутствие равнодушия.
Еще раз спасибо!
Лена, спасибо! Как интересно, что наши мнения совпали!
Портреты выглядят очень живыми и хорошо сделанными. Видно, что Никас умеет работать в разных жанрах, мастерски владеет кистью. Но все же считаю, что такие цены на его работы установлены, потому что он известен. Тот самый случай, когда имя работает на художника.
Чем меня всегда привлекало искусство живописи, что глядя на работу автора, можно домыслить даже намного больше, чем имел в виду автор. К примеру, “Черный квадрат” Малевича. С удовольствием прочитала твое впечатление от выставки работ Никаса Сафронова. Помню, он выставлялся и в Кривом Роге, но мы суетились с переездом и не попали. Хотя судя по всему, сходить надо!
Люда, обязательно сходи. Хотя эта выставка была больше похоже не на выставку изобразительного искусства, а на выставку-ярмарку.
В работах художник в первую очередь передает свое состояние ..спасибо за возможность прикоснуться к искусству.