Ввиду важности конечной цели, кото­рой прежде всего служит различие меж­ду полами, обычно назначение его одной этой целью и ограничивают. Включая это целиком в понятие пола, в этом последнем все видят лишь установление природы, предназначенное для воспро­изводства рода, и потому полагают, что, если бы род мог сохраняться иным способом, люди легко смогли бы обойтись без половых различий, по­скольку нередко кажется, что этот фак­тор даже мешает развитию родовых признаков в отдельных индивидах. В лучшем случае признается очевидный факт благотворного влияния одного пола на другой. В окружающей приро­де это явление столь же мало заметно, поэтому требуется огромное напряже­ние мысли, чтобы вывести понятие о различии между полами из ограничен­ной сферы, куда его обычно помещают, на безграничный простор. Без этого различия природа не была бы природой, ее механизм остановился бы, и связь, объединяющая все существа, и борьба, вынуждающая каждого в отдельности мобилизовать его собственную, прису­щую ему одному энергию,— все это прекратилось бы, когда на место этого различия встало бы скучное и усыпляю­щее равенство.

Природа устремлена к безгранично­му. Всем без исключения большим и прекрасным, что заключено в конечных силах, стремится она овладеть, объеди­нив их в целое. Но поскольку эти силы всегда конечны и подвластны законам времени, они взаимно уничтожаются и не могут действовать одновременно. Это касается не только отдельных сил, но и вообще двух главнейших способов действия — образования единичного и объединения в целое. Ибо действие сил порождает односторонность, которую поддерживает своеобразие материала, тогда как связующая форма требует многосторонности, и одно требование, возникая, в мгновение ока с необходи­мостью уничтожает другое. Если же нужно создать бесконечное действие при всей ограниченности конечного, то не остается ничего другого, кроме как разделить несовместимые качества на различные силы или хотя бы на раз­личные состояния одной силы и под на­тиском потребности побуждать их к взаимодействию. Именно эти два при­знака и включает в себя понятие пола. Для того чтобы уяснить это понятие в его природном проявлении, лучше всего исходить из представлений о воспроиз­водстве рода, но можно и не обращать на это внимания, представив понятие о поле в его общем виде, как означаю­щее своеобразную неравнозначность различных сил, которые, только слив­шись, образуют целое, и взаимную потребность этих сил в образовании целого путем взаимодействия.

Ибо на одном только взаимодействии покоится тайна природы. Разнородный материал сливается, результат этого слияния снова становится частью боль­шого целого, и так до бесконечности каждое новое единство становится все богаче, каждое новое многообразие выливается в еще более прекрасное единство. Материал и форма, разнооб­разными способами ограничивая друг друга, обмениваются сущностями, и ни­когда не различишь, где созидаемое, а где созидающее. Так объемлет приро­да сразу единое и многое, противоположные на первый взгляд, но близко­родственные в действительности свойст­ва, из которых одно сохраняет духу по­кой, тогда как другое устремляет его  к деятельному размышлению.

Вильгельм фон Гумбольдт. О различии между полами и его влиянии на органическую природу// Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. – М., 1985. – С. 142—159

Вильгельм фон Гумбольдт. О различии между полами и его влиянии на органическую природу
скачали - 35 раз; размер - ;134 Кбайт; формат - DOC

Оставить комментарий