Случилось это в первой половине 19 века, когда человечество медленно, но уверенно начало свой путь к сексуальной революции. Некоторые люди, устав от аскетической христианской морали и тяжелых оков брака, искали более свободных форм отношений.
Среди них был и Джон Хамфри Нойес. Нойес по-своему трактовал Библию, говоря о том, что Иисус Христос воскрес и вернулся на землю еще в 70-м году нашей эры, поэтому рай необходимо строить здесь и сейчас, а не ждать собственного вознесения на небо. Рай он видел тоже по-своему. Воплощением райских кущей на земле призвана была стать коммуна «Онеида», которую Нойес основал в 1848 году в США.
Основными принципами коммуны были: сложный брак, восходящее братство, мужское воздержание, взаимная критика и позднее появилась – «стирпикультура».
Сложный брак представлял собой не что иное, как свободные от личных обязательств, полигамные отношения. То есть каждая женщина коммуны считалась состоящей в браке с каждым мужчиной и наоборот. Члены коммуны без сожалений и без укоров совести должны были вступать в сексуальные отношения со всеми представителями общины. Если же пара привязывалась к друг другу и не желала делить своего партнера с кем-либо еще, ее изолировали от коммуны, пока она не одумается или пока желание единоличного владения не угаснет. Длительные связи не приветствовались и пресекались в корне. Кроме того, каждая новая связь должна была быть одобрена специальным комитетом, а тех, кто отлынивал или плохо исполнял общественную работу, лишали сексуальной жизни вообще.
Восходящее братство – этот принцип коммуны был введен Нойесом для того, чтобы предотвратить группирование молодых людей между собой. Особенно поощрялись связи зрелых женщин в период менопаузы с молодыми юношами, поскольку такие отношения не приводили к беременности, а передавали, по его мнению, опыт, житейскую мудрость, формировали набожность у молодого поколения.
Мужское воздержание – означало задержку семяизвержения при половом акте во всех случаях, кроме продолжения рода. Вся ответственность за беременность женщины возлагалась на плечи мужчины. Однако этот принцип на практике оказался не действенным. На одном из году собственного существования в коммуне родила ребенка каждая третья женщина.
Взаимная критика. В коммуне, как и в любом другом обществе, всегда находились люди не просто чем-то недовольные, а еще и открыто высказывающиеся. К таким правдолюбцам применялся принцип взаимной критики: публичное и повсеместное унижение инакомыслящего.
«Стирпикультура» (stirpiculture) – этот принцип был введен в «Онеиде» в 1869 году и представлял собой не что иное, как евгенику. В коммуне была создана селективная программа разведения, направленная на рождение более совершенных детей. Члены коммуны, которые хотели завести потомство, должны были обратиться в специальный комитет, который рассматривал их духовные и моральные качества. В программе приняло участие 53 женщины и 38 мужчин, вследствие чего родилось 58 детей (9 из них дети самого Нойеса). Этот эксперимент потребовал достройки еще одного крыла в здании коммуны – Mansion House.
В экономическом плане «Онеида» была довольно успешным сообществом. В коммуне производилось столовое серебро, ловушки для животных, сумки и баулы, ручки для швабр и многое другое. Свои товары она экспортировала в Канаду, Австралию и даже Россию. Солидный денежный оборот позволял молодым людям коммуны получать образование в лучших университетах того времени, поэтому коммуна не нуждалась в медиках, юристах, преподавателях, архитекторах, механиках и т.д. Каждый член общины имел возможность также самосовершенствоваться, не покидая пределов коммуны: здесь была богатая библиотека, насчитывавшая более шести тысяч томов, два оркестра, несколько струнных квартетов и хор. Коммуна каждую неделю устраивала праздники и пикники с постановками пьес и оперетт, играми в крокет, в шахматы и разнообразным угощением.
В целом коммуна «Онеида» просуществовала 30 лет и разрослась до 300 жителей. Джон Хамфри Нойес попытался передать бразды правления своему сыну Теодору, но тот оказался агностиком и не разделил желание отца. Кроме того, в коммуне то и дело вспыхивали споры по различным вопросам, старейшины умирали, а подрастающее поколение все больше изъявляло желание вступать в традиционные браки.
Последней каплей стала компания против Нойеса, возглавленная профессором Джоном Мирзом, которая крутилась вокруг темы сексуальных домогательств. В скором времени главу «Онеиды» предупредили, что уже готовится ордер на его арест с обвинениями по изнасилованию. В середине июня 1879 года, не выдержав давления, Джон Хамфри Нойес бежал из США под покровом ночи. В этом же году «Онеида» была реорганизована из коммуны со сложным браком в акционерное общество, которое существует и по сей день.
В начале 20-го века «Онеида» сузила сферу своей деятельности, ограничившись выпуском исключительно столового серебра и вплоть до 2008 года считалась крупнейшим производителем столовых приборов под маркой “Oneida Limited”. В 2009 году было объявлено о продаже всех производственных мощностей и магазинов компании из-за затруднительного финансового состояния. Однако по данным на октябрь 2010 года магазин «Онеиды» функционирует Шеррилле, штат Нью-Йорк.
Последним оригинальным членом коммуны «Онеида» была Элла Флоренция Андервуд (1850), которая умерла 25 июня 1950 года в Кенвуде.
22 Коммент. : “Коммуна “Онеида” или свободная любовь Джона Гамфри Нойеса”
Оригинальная трактовка христианства )) Были бы у них современные средства контрацепции, идея с “разведением” лучших людей могла и сработать. Правда, через очень, очень много поколений, и если они вели бы какие-то родословные, иначе кровосмешение всю картину бы испортило.
Жанна, спасибо, что не поленились прочитать и высказать свое мнение! Меня эта коммуна интересовала уже давно, потому что по сравнению с другими коммунами со свободными отношениями она просуществовала относительно долго, а ее акционерное общество живо и по сей день.
Да, я согласна с вами. Что рано или поздно они вернулись бы к традиционному браку, иначе было бы довольно сложно противостоять кровосмешению.
Совсем недавно я видела кусочек передачи “Новая модель по-американски” (кажется, так в русском прокате называется), это был первый выпуск какого-то сезона, когда только отбирают девушек, и одна из кандидаток была из какой-то похожей религиозной коммуны со свободными сексуальными отношениями. Так что идея жива и поныне.
Спасибо за наводку! Посмотрю обязательно.
Прямо выдохнула, когда прочла о возврате желания традиционных браков. Ну наконец-то, видно остались нормальные человеки. Красивый дом, приятные женщины, мужчины вроде как обычные на фото… А смотрела с напряжением: вот придумали… вот взгляды… дети непонятно от кого… Сколько странных обществ придумывает человечество.
Лена, да. Я бы даже сказала не странных обществ, а больных.
Хотя сам Нойес все аргументировал, ссылаясь на Библию. Он был против всяких душевных привязанностей скорее всего, исходя из заповеди “Не сотвори себе кумира”. Поэтому половые партнеры должны были постоянно меняться.
Мне это коммуна интересна тем, что жили они на столько хорошо в экономическом плане, что их акционерное общество существует до сих пор. Не понимаю, как им это удалось.
Да, это обращает на себя внимание. Как-то удержались они на плаву. Крепкое что-то было.
30 лет – небольшой срок для коммуны с такими замыслами, мне кажется вполне закономерным, что последователей не нашлось
Привет, Зоя!
Прости что давно к тебе не заходил – какое-то время привык что ты не обновлялась…Интересное явление эта коммуна – я когда-то встречал сведения что что-то подобное организовывали в молодом Советском Союзе – что были такие явления относительно полигамии, не знаешь – это правда?
Паша, привет! Рада тебе В 20-х годах прошлого века, наоборот, в СССР боролись с полигамией и сажали за это в тюрьму. Коммуны существовали, но не со свободными отношениями. А вот после Второй мировой войны Сталин закрывал глаза на внебрачные связи для улучшения демографической ситуации.
Как то общество Онеида не совсем понятно. Отбирают по духовенству и прочим характеристикам. Неужели это все переходит на генетическом уровне? Не знаю я генетики и не понимал никогда в школе и для меня сложно понять как ум (способность мыслить) передается по наследству… Вот как Гитлер путем обора собирал голубую кровь – так это отбор. Сильные и крепкие смогут дать здоровое потомство, которе даст и хорошую культуру и духовенство
Дмитрий, это всего лишь одна из теорий, не имеющая научного подтверждения. Да, духовность и остальные моральные качества, соглашусь с вами, генетически не передаются.
В свое время нас в школе заставляли читать утопию про идеальное обещство… Д сих пор не понимал почему утопия, но после просмотра фильма Эквилибриум понял – что чоздние идеального общества невозможно
Интересно все это конечно. Но я бы не хотела жить в такой системе. Если муж мой, значит мой. Вот такая я собственница.
Зоя, с интересом прочла о коммуне.Тем более, что ни разу не слышала о таком обществе.Скажу честно, мне не понятны их взгляды на жизнь, наверное потому, что лично для меня семья-это самое главное.
Значит идея подобных коммун, типа “стыд долой”, которую активно внедряла Колонтай Александра Михайловна на заре октябрьского переворота в России, была не нова! Не приходилось углубляться в идею безбрачных отношений, с интересом прочитала статью.
Люда, про Колонтай к своему стыду ничего не знаю, но теперь обязательно посмотрю! А противников традиционных отношений во все времена было много, только вот кто-то молча терпел, а кто-то пытался воплотить свои желания, фантазии и идеи в жизнь.
Согласна, Зоя, в человеке всегда где-то глубоко сидит тихонько животное, но не каждый дает ему волю выбраться наружу.
Видится мне что люди не совсем правильно понимают такие сообщества изнутри,ну либо рассматривают их как то со одной стороны.Мой муж-значит мой…утопия какая то)))сколько жен и мужей изменяют друг другу в тайне,подозревают друг друга…Такая же система отношений исключает эту проблему))))И мысль подобного сообщества очень даже неплохо изложена например у Р.Хайнлайна в книге “Чужак в стране чужой”.Но это лишь моя точка зрения,поэтому я ни к тому чтобы кого то там задеть,так сообщила что думаю))
Марина, спасибо вам за ваше мнение. Конечно, общество всегда страдало определенной долей ханжества. Люди спешат повесить на человека ярлык, заклеймить позором, заставляют врать и прятаться. Но согласитесь, что соблюдение некоторых морально-этических норм (в том числе и норм полового поведения) все-таки не является лишним. Банальный пример, не было бы норм, мы бы мало чем отличались от отсталых африканских стран, где практически каждый второй человек болен СПИДом.
Коммуна “Онеида” – очень интересный случай свободных отношений, но и в ней случалась любовь, вспышки ревности, нежелание делить объект своей страсти с остальными. Кажется мне, что все у человека в голове. Важно осознать, что партнер не твой раб, не вещь, принадлежащая тебе, а свободный здравомыслящий человек, который несет внутреннюю ответственность за здоровье своей половины и будущих детей.
Спасибо за наводку на книгу, обязательно посмотрю!
В этом есть, что-то от адамитов, что-то от римской империи, что-то оттуда и что-то отсюда. Вообщем во все исторические эпохи страсть и страсти человека это способ управлять человечеством, способ и духовного и финансового контроля.
И еще прекрасная возможность переложить индивудальную ответственность на коллектив.